Домой Дети Геймификация в учебе: вред или польза для дошкольного и школьного образования

Геймификация в учебе: вред или польза для дошкольного и школьного образования

79
0

Каждый год меняются подходы и инструменты, применяемые в сфере образования, а также отношение к школе в целом. Преподаватели стремятся изучить новые технологии, которые становятся более доступными, и понять, как это поможет в обучении детей. 2023 год не станет исключением. Согласно исследованию компании Google Future of Education, цифровая эра продолжит задавать тренды в обучении. И один из них — геймификация. Руководитель Synergy Kids Оксана Карпенко не только рассказала о преимуществах метода, но и дала советы, как геймифицировать обучение. 

Виртуальная реальность (VR), искусственный интеллект (ИИ), облачные технологии — это только инструменты, с помощью которых может быть построено обучение. Геймификация же — базовый метод, принцип. Если ученикам дать VR-очки и попросить проанализировать таблицу в 3D-формате, то никакой игры не будет. Однако если в упражнение добавить, например, награждение призовыми баллами за каждый проанализированный параметр в таблице и устроить соревнования, это уже геймификация.

Игровые формы используют в образовании давно: так легче привлекать и удерживать внимание учеников, поддерживать их мотивацию, фокусировать на тренировке отдельных навыков. Благодаря цифровизации возможности геймификации расширяются. Сейчас можно использовать в обучении видеоигры, онлайн-тренажеры и прочее. Метод можно встроить в любой образовательный процесс: от уроков чтения для малышей до развития мягких навыков у топ-менеджеров компаний.

«Вообще, игра — это естественная потребность и детей, и взрослых. Нам нравится соревноваться, конкурировать, сотрудничать и достигать результата — эти природные склонности и использует геймификация. Поэтому в целом геймификация — про удовольствие от образовательного процесса», — подчеркнула Оксана Карпенко.

В чем преимущество геймификации

Игровая форма — давно подтвердивший свою эффективность подход. В первую очередь потому, что она становится способом мотивации ученика. Чтобы чему-то научиться, человек должен заниматься регулярно. Конечно, есть сверхзамотивированные волевые люди, которые способны ежедневно грызть гранит науки. На короткой дистанции такой подход близок многим, но, если говорить о марафонских расстояниях, здесь нужна помощь. Мотивацию надо поддерживать, напоминать человеку, зачем он учится, вдохновлять. Помимо этого, у геймификации есть и другие преимущества:

Вовлеченность. Ученики начинают испытывать радость и удовольствие от выполнения образовательных задач.

Быстрое усвоение новых знаний. Игровые формы вызывают эмоциональные реакции, а окрашенная информация легче воспринимается.

Видимость обучения и наглядные результаты. Например, чтобы научиться свободно говорить на английском, нужно 400–450 часов обучения. Если заниматься два раза в неделю, на это уйдет почти пять лет. Сложно не сдаться, ведь на протяжении этого времени ученику будет ошибочно казаться, что результатов нет. А вот если четко зафиксировать пройденные темы в «ачивках» (достижениях), выученные слова — в заработанных баллах, это поможет не опустить руки.

Обучение в своем темпе. Ученик не выгорает от непосильной нагрузки, потому что может самостоятельно планировать обучение и выбирать подходящую ему скорость освоения материала.

Целеполагание. Можно не замахиваться на недостижимые цели, а «есть слона по кусочкам», совершать маленькие, но регулярные действия, которые последовательно приведут к результату.

«Геймификация как раз позволяет всего этого добиться: максимально увеличить удовольствие и вовлеченность учеников, удержать их внимание и интерес. Но важно применять этот подход правильно, помнить о конечной цели обучения — образовательном результате. Задача — не просто поиграть ради самой игры, а чему-то научиться», — отметила эксперт.

Отличается ли геймификация в дошкольном и школьном образовании

При внедрении геймификации необходимо учитывать психовозрастные особенности детей, характеристики внимания: как долго ребенок может на чем-то концентрироваться (продолжительность внимания) и способен ли сосредоточиться на том, что ему неинтересно (произвольное внимание). Дошкольников хватает на 7–15 минут, школьников начальных классов — до 35 минут. Соответственно, награждать звездочкой только в конце 45-минутного урока — заведомо провальная стратегия геймификации обучения детей 4–11 лет.

Важно также, что для дошкольников игровые практики на занятиях не только желательны, но и необходимы: для детей этого возраста игра — ведущая деятельность. У школьников ведущая деятельность — учебная, им изначально интересно узнавать что-то новое. Но и для них геймификация делает процесс обучения более привлекательным.

При этом помочь детям обучаться через игру могут их родители. Главное, не пытаться внедрять все инструменты геймификации сразу. Должны быть четкие, прозрачные, понятные правила. И их не должно быть много. Например, мама или папа дают задание: «Через десять минут пол превратится в лаву, и все игрушки, которые валяются на нем, сгорят! Время пошло!» Ребенку понятно, что делать и сколько у него на это есть времени, а родитель через игру обучает малыша навыкам самообслуживания.

«Для закрепления результата можно запустить приложение Synergy Kids University и предложить ребенку помочь носорогу Максу прибраться в доме. Так уборка начнет ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, с чем-то интересным», — поделилась спикер.

Будущее игрового метода

Устаревшую классно-урочную систему, которая используется в большинстве школ по всему миру, придумали еще в Средние века. А в индустриальном обществе, когда образование стало массовым, ее использовали, чтобы готовить кадры для промышленности: ей нужны были грамотные рабочие, способные читать инструкции, и образованные инженеры, чтобы создавать производственные машины. Но современному миру нужны совсем другие специалисты, которые к тому же готовы учиться всю жизнь.

Геймификация становится одним из способов модернизировать образование. И оно уже сильно меняется, причем на всех ступенях: от дошкольного до вузовского. В школах, например, уже активно развивается игропедагогика (хотя ее возможности ограничены строгой нормативно-правовой базой). А в «Атласе новых профессий» есть специальности, напрямую связанные с геймификацией: игромастер — человек, который разрабатывает обучающие игры, и игропедагог, который создает образовательные программы на основе игровых механик.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что геймификация — это не волшебная палочка, решающая все проблемы. Обучение — сложный процесс, который требует сонастройки многих компонентов, а геймификация — лишь один из методов, хоть и очень эффективный.

Чек-лист: как правильно геймифицировать обучение

Прежде всего нужно найти баланс между развлекательной и образовательной составляющими. Например, хороший урок английского языка — это не когда учитель все занятие танцует и поет. В этом случае роль ребенка сводится только к потреблению. Для будущей продуктивности ученикам необходимо сформировать привычку к регулярному труду, самоконтролю, усидчивости, а это плохо соотносится с развлечением. Чтобы внедрить геймификацию правильно, необходимо помнить о следующих моментах:

1. Не путайте геймификацию и простую игру. В первом случае это метод, в котором используются игровые элементы и техники, а во втором — просто развлечение.

2. Балансируйте между весельем и обучением. Обучение — это передача знаний, опыта, навыков. И есть большой соблазн привлечь внимание детей одними лишь визуальными эффектами и игровым процессом.

3. Правильно распределяйте награды. Важнейшая часть геймификации — призовые баллы и знаки отличия, но есть подводные камни. Например, главный приз только для одного победителя неэффективен. Награду должен получить каждый.

4. Сформулируйте цель. Перед разработкой обучающей игры нужно уделить время планированию и продумать цель: чему может научить игра?

5. Уделите внимание командной работе и сотрудничеству. Конкуренция между учениками — это основной элемент метода, но важно не упускать из виду такие аспекты, как командная работа и сотрудничество.

6. Не забывайте контролировать процесс. Педагогу или родителю нужно обязательно следить за действиями детей во время обучения. Это помогает выявить проблемы, быстро исправить ошибки и понять, как улучшить метод.

«Разработчики онлайн-форматов обучения внедряют различные инструменты контроля поведения ребенка, чтобы помочь вовлеченным мамам и папам правильно выстроить образовательный процесс. Например, в приложении Synergy Kids University есть родительский кабинет, в котором виден весь прогресс ребенка (сколько звезд он получил за каждое задание), и образовательные мини-игры: взрослые заранее могут оценить, насколько их сложность подходит малышу», — рассказала о проекте Оксана Карпенко.

Источник: 7ya.ru