Домой Дети Готовимся к учебному году: критерии выбора школьной обуви

Готовимся к учебному году: критерии выбора школьной обуви

137
0

Высокая физическая активность, игры со сверстниками на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом, успехи в учебе и освоение новых навыков – жизнь современного школьника весьма динамична. И не последнюю роль в этом взаимодействии ребенка с окружающим миром играет… правильно подобранная обувь. О том, что обувь должна быть удобной и подходить по размеру, знают все родители. На что еще стоит обратить внимание при покупке, рассказывает Ольга Чижевская, директор компании «Подиатр», эксперт ФормТотикс, исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии».

Хорошая детская обувь с точки зрения подиатра

Подиатры и детские ортопеды напоминают: наши стопы представляет собой сложную структуру, состоящую из 26 костей. Эти кости предназначены для поддержки всего тела, адаптируются к неровным поверхностям и поглощают удары при каждом шаге. При этом стопа ребенка содержит больше хрящей, чем костей, и хотя структура стопы полностью формируется к 2 годам, сами кости полностью не развиваются и не затвердевают примерно до 18 лет.

Поэтому хорошая обувь это та, что не препятствует нормальному развитию и формированию детской стопы: существует большое количество клинических исследований, описывающих, как влияют те или иные параметры обуви на биомеханику ходьбы и бега ребенка. Так, в систематическом анализе статей о влиянии детской обуви на стопу ребенка, проведенном учеными Университета Сиднея (Австралия), описаны 11 исследований, посвященных данной теме. Результаты показали, что по сравнению с состоянием «босиком» в обуви дети имели большую длину шага, большую по времени фазу опоры, сниженную подвижность в голеностопном суставе и большую частоту шагов. В заключение авторы пишут, что рекомендуемая детская обувь должна быть максимально приближена к модели хождения босиком: малый вес, гибкая подошва, мягкий верх, достаточное пространство в переднем отделе стопы – все должно «работать» на улучшение функций стопы, проприоцепции и стабильности.

Выбираем внимательно

Обувь должна быть легкой, а ее подошва – гибкой, чтобы поддерживать естественное движение стопы и обеспечивать полноценный перекат. Проследите, чтобы обувь свободно сгибалась именно в носке, линия переката проходит под основанием пальцев стопы. Также подошва должна быть широкой, устойчивой и нескользящей. Хорошо, если при этом подошва амортизирует: даже если ваш ребенок не посещает спортивные секции, «на ногах» он проводит очень много времени.

Обувь должна быть из кожи или других натуральных материалов, чтобы ноги, как говорили наши мамы и бабушки, «дышали». Посчитайте, сколько времени будет проводить школьник в такой обуви: очень велика вероятность, что разнообразная «синтетика» даст жаркую и влажную среду, которая является идеальной средой для размножения бактерий и грибков, а это микозы стоп и ногтей, неприятный запах ног и пр.

Жесткая и сдавливающая обувь может вызвать деформацию стопы и пальцев, слабость мышц и потерю подвижности. Детская стопа в переднем отделе достаточно широкая, поэтому острые носы противопоказаны, а «запас» места должен быть таким, чтобы пальцы беспрепятственно двигались. Тут же скажем и о заднике: ранее бытовало мнение, что он должен быть жестким, но это не так. Фиксация голеностопа не нужна ни здоровым детям, ни имеющим незначительный вальгус: это никак не поможет в борьбе с «завалом» стопы, а лишь ограничит объем движения в голеностопном суставе. Задник должен быть не жестким, а формоустойчивым – давать стопе свободу и быстро возвращаться в первоначальную форму.

Выбирайте обувь на небольшом каблуке, придерживайтесь возрастных норм (до 6-7 лет 0,5-1 см, 8-12 лет — до 2 см, 13-17 лет – до 3 см при отсутствии противопоказаний). Помните, высокий каблук – перегрузка переднего отдела, разнообразные деформации пальцев, отсутствие каблука – перегрузка и патологии пяточной кости.

На что еще обратить внимание

Убедитесь, что правильно подобрали размер и полноту обуви (между пяткой и задником должен «проходить» ваш палец). Проследите, чтобы внутри обуви не было выпуклых швов, которые могут вызвать трение и раздражение, особенно если они теоретически могут натирать уже имеющиеся проблемные места, такие как шишки или мозоли. Удостоверьтесь, что обувь прекрасно фиксируется на ноге (шнурки, липучки, застежки «молнии»), при этом нигде не давит и не жмет.

Что касается такой детали как супинатор – вставки, наклеенной с внутренней стороны стопы прямо под продольным сводом – это деталь ненужная и даже вредная. Эффективность таких вставок клинически не доказана, а место, в котором размещена эта деталь в серийной обуви, выбрано «среднестатистическое», велика вероятность, что конкретному ребенку такой супинатор будет только «мешать» и «давить», доставляя мучения.

Включите «техосмотр» в предшкольную подготовку

Вы заметили, что ваш ребенок ходит и бегает по-другому? Ваш ребенок жаловался на боль в стопе или ноге? Вы беспокоитесь о ногах ваших детей? Обязательно проконсультируйтесь с детским ортопедом или подиатром. Не стоит занимать выжидательную позицию, когда речь идет о лечении заболеваний стопы: если оставить все без внимания и лечения, это может привести только к ухудшению состояния.

Врач проведет осмотр, при необходимости назначит лечение или рекомендует профилактические меры. Помните, пока стопы детей продолжают развиваться и расти, многие патологии отлично поддаются лечению: с помощью ЛФК, массажа и, например, индивидуальных ортезов полного контакта можно добиться прекрасных результатов при таких проблемах, как плоскостопие, гипермобильность суставов, дисплазия соединительной ткани, боли в коленях, чрезмерное вальгусное положение пятки, разновеликость нижних конечностей и пр. Эти простые и эффективные способы помогают скорректировать или не допустить развитие многих патологий и сохранить здоровье стоп на долгие годы.

Источник: 7ya.ru