Домой Дети Как подростку понять, что ему интересно?

Как подростку понять, что ему интересно?

167
0

Сегодня все чаще слышишь, что в XXI веке детям нужны не знания, как раньше, а навыки – устойчивость в условиях неопределенности и умение учиться всю жизнь. Вместо «профориентации» теперь «осознанный выбор». Еще говорят про «нетоксичную коммуникацию» и «жизнь из ресурса». Что все это такое и как помочь подросткам найти вдохновение для учебы и жизни?

Навык осознанного выбора

В современном мире, где, по данным исследований, 60% людей за свою жизнь меняют профессию несколько раз, каждый раз выбирая новую, нужно понимать, как этот выбор делается. Особенно если человеку важна не только безопасность, но и самореализация. Деньги – лишь один из возможных критериев, на которые стоит опираться при выборе жизненного пути.

Сейчас мы наблюдаем устойчивый тренд на развитие индивидуальности. Появилось много платформ, позволяющих всем желающим зарабатывать на творческих актах в широком смысле слова. Можно быть «свободным художником» и зарабатывать на любимом деле. По статистике, растет тренд и на фриланс как форму занятости. Но подростку для достижения успеха нужно точно понять, что именно ему интересно и в какой форме это можно реализовать.

Навык осознанного выбора формируется в процессе большого количество проб, умения человека делать выводы, что именно нравится аудитории в том, что он сделал, какую ценность он создает, для кого и как наилучшим образом это можно применить в жизни общества.

Где и как можно получить опыт осознанного выбора? Это любые лагеря, проектные среды и волонтерские организации, куда подросток может прийти и выбрать себе занятие, а потом проанализировать свой выбор с помощью наставника и понять, что именно он может использовать в своей жизни в качестве опоры.

Такими наставниками становятся, например, участники ассоциации «Кружковое движение». Они не просто дают детям и подросткам возможность что-то сделать, попробовать свои силы, но и активно развивают наставническую компетенцию у руководителей и педагогов.

Умение делать дела, performance

Это комплексная компетенция, которой люди учатся на практике несколько лет. Основные навыки в ней:

  • навык создания идей проектов и проектирования вообще;
  • навык работы с командой: умение найти нужных людей, правильно поставить задачи и справляться с изменениями в процессе;
  • навык планирования и реализации проектов, умение доводить их до конца;
  • коммуникационные навыки – умение вести переговоры, слушать и слышать, убеждать и находить консенсус с клиентами, партнерами, командой;
  • финансовая грамотность – навык грамотного планирования ресурсов, распределения их на рабочий процесс и проект.

С чего начинать развивать компетенцию «умение делать дела»? Сейчас по всей России открылись точки роста, кванториумы, технопарки. Представители проекта «Учитель для России» работают в разных городах, в том числе организуют для детей и подростков кружки и поддерживают их. Волонтерское движение в рамках Российского движения школьников дает подросткам возможность под руководством кураторов попробовать себя в экологической тематике, киберспорте и других направлениях.


Умение поддерживать себя и команду в ресурсном состоянии

Неопределенность, большое количество изменений, активная жизненная среда порой приводят к выгоранию и усталости, с которыми не все умеют справляться. Подросткам все это дается еще сложнее: кризис роста, гормональное созревание, сопровождающееся резкими сменами настроения, ожидания семьи – все это большой стресс.

Чтобы оставаться устойчивым в ситуации неопределенности, когда задачи сложнее, чем те, которые мы умеем решать, а их количество слишком велико, важно хорошо понимать, когда мы устаем, знать, что влияет на нашу работоспособность, уметь организовать себя и команду, события, которые поддержат рабочее состояние. Здесь подросткам на помощь придут театральные кружки, которые помогают управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на состояние других, практики медитации под руководством взрослых с медицинским образованием.

Один из главных ресурсов – это вдохновение, которое молодой человек может получить от взрослого, способного честно рассказать о своем опыте и пути к успеху в той или иной сфере. Когда мы обдумывали проект «Вдохновители», одной из наших ключевых задач было найти тех взрослых, которые смогут заинтересовать своим примером детей, заразить их своим энтузиазмом.

В результате к нам присоединились Илья Чех, главный инженер-робототехник и основатель компании «Моторика», который создает протезы; Руслан Байрамов, предприниматель и основатель парка-музея «Этномир» в Калужской области; главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко и другие люди, увлеченные своим делом и готовые делиться своим опытом с подростками.

Естественная мотивация детей и подростков – исследовать мир и создавать в нем то, что они считают важным. Но этот источник энергии может засориться и иссякнуть, если вовремя не убирать на его пути преграды – физическую, эмоциональную, когнитивную, волевую и смысловую усталость. Задача современных родителей, да и общества в целом, – научить детей замечать изменения, которые происходят с ними и окружающим миром, вовремя делать выводы и перестраивать свою деятельность так, чтобы она была в радость. Сил на то, чтобы мечтать и создавать что-то новое, нужно гораздо больше, чем на рутинные задачи, поэтому важно уметь держать себя в тонусе.

И главное – это оставаться всегда заряженным на создание чего-то нового, любознательным и вдохновленным. Это то топливо, которое обеспечивает движение вперед.

Источник: 7ya.ru