Домой Дети Мой ребёнок – вундеркинд: как живут школы для одарённых детей

Мой ребёнок – вундеркинд: как живут школы для одарённых детей

105
0

Опытные педагоги уверены: одарённые дети встречаются чаще, чем одарённые взрослые. Когда ты становишься самостоятельным – на первое место очень часто выходит карьера, работа, быт, воспитание собственных детей. Творческие задумки уходят на второй план, сама жизнь способствует тому, что огонь в глазах затухает. Изменить это пытаются современные учителя, которые работают в школах для одарённых детей. Как устроен там процесс образования? И что должны делать родители, чтобы помочь своему ребёнку раскрыть самые лучшие стороны? Узнали авторы нового цикла фильмов «Вундеркинды» на телеканале «Наука».

Как вырастить гения? Или хотя бы не загубить талант одарённого ребёнка? Прежде всего – дать ему учиться столько, сколько он захочет, ведь от обычных такие дети отличаются невероятной жаждой новых знаний! С такой целью создавалась московская школа «Интеллектуал», где в день у ученика может быть и 10 уроков. Таких, что вряд ли покажутся нудными! Впрочем, не скучают здесь и учителя.

Александр Иванов, учитель: «Практически исключена ситуация, когда учитель может встать у доски и что-то вещать. Потому что коллективный разум знает наперёд всё то, что ты им скажешь. Надо строить таким образом разговор, чтобы происходил обмен мнениями, чтобы мысль у ребят в классе возникала сама по себе. Если кому-то пришло в голову решение, то остальные его стараются не пускать к доске. Я спросил: «А почему?». Они говорят: «Тогда он расскажет, и у нас не будет возможности задачу решить».»

Среда единомышленников и свобода выбора

Инициативность, повышенная любознательность, целеустремлённость, креативность, развитая интуиция – все эти черты одарённого ребёнка с одной стороны удивляют, а с другой могут раздражать окружающих. В обычной школе у таких детей, по большому счёту, два пути: переломать себя и быть как все или оказаться белой вороной, что по сути означает социальную изоляцию.

Александр Иванов, учитель: «Для ребят нужна именно та среда, в которой они чувствуют себя комфортно, это должна быть среда единомышленников. И, в общем, не важно, какого возраста окружение – это могут быть взрослые, дети, кто угодно.»

На второе место, из того, что даёт созданная здесь среда, многие ученики ставят свободу. Это касается и умеренного контроля со стороны взрослых, и свободы выбора – каким знаниям отдать предпочтение в данный момент. Ученики сами определяют уровень трудности каждого предмета и свою специализацию.

Александр Иванов, учитель: «В школе нет выделенного предмета, который считается важным и центральным. В нашей школе 13 предметов можно изучать на углублённом уровне, на профильном. Каждый ребёнок может выбрать свой набор профилей: может математику выбрать вместе с биологией, с химией, может физику с литературой, в самых-самых разных комбинациях.»

Одна из учениц твёрдо решила – после школы будет поступать на биолога. Хотя изначально её гораздо больше увлекала история. Именно этот предмет девушка выбрала первым основным. Но какую пару ему подобрать? Решение стороннему наблюдателю может показаться неожиданным, как и путь его принятия. Как рассказывает школьница, в истории ей нравится, по ее признанию «абсурд и масштаб». Тот же самый принцип она увидела в биологии.

Дополнительные стимулы

Педагоги и психологи отмечают – одарённые дети не сильно нуждаются в мотивации извне. Само развитие, познание мира, выдумывание новых задач и их решение приносит им удовольствие. Разумеется, это вовсе не значит, что у них не может быть дополнительных стимулов. Но какие они? Зачастую, оценки в журнале – последнее, что волнует этих ребят. Другое дело – выход собственной статьи в научном журнале или, скажем, доклад на конференции.

Наталья Шумакова, психолог: «Дети приходят в первый класс очень любознательные и они хотят узнать очень много о мире, но основная деятельность, в которую их погружают – им нужно учиться читать, писать, разбирать, звукобуквенный анализ проводить и так далее. А они, скажем, хотели узнать – что там в космосе происходит, вселенная бесконечная или нет? Возникает жуткое противоречие между тем, что ребёнок хочет знать и тем, чему учат в школе. И тут происходит схлопывание мотивации.»

Мотивация и уверенность в себе

Понятно, что нельзя убрать из школы чтение, счёт и письмо. Но почему не добавить уроки, которые будут направлены на поддержание мотивации? А ещё на развитие способностей, позволяющих гораздо лучше усваивать любые знания? По такому принципу работает школа для вундеркиндов в Душанбе. Например, там проходят уроки ментальной арифметики.

Вероника Коробкина, педагог: «Быстрый счёт прикладывается уже как бонус при изучении ментальной арифметики. Это наука, которая всесторонне именно раскачивает мозг ребёнка. Через три-четыре месяца мы видим, насколько у них улучшается память. Ребёнок быстрее начинает принимать решения, становится более сосредоточенным. И одно из важных качеств, которое развивает ментальная арифметика – это вера в себя. Она развивает в нём и все его другие качества.»

А ещё уверенность в себе вселяют занятия актёрским мастерством. После них совсем не страшно отвечать у доски! Такие уроки развивают творческие способности, а главное – креативность, готовую прийти на помощь интеллекту, когда тот заходит в тупик.

Уроки с элементами ТРИЗ

Но, пожалуй, самый важный предмет с точки зрения развития креативности в расписании ребят – теория решения изобретательских задач.

Вячеслав Загорский, педагог: «Если со школьниками разбирать бесчисленное количество задач и алгоритмы их решений, они рано или поздно научатся чему-то. Это интеллект. Но есть ещё интуиция, а это уже особая материя. Простейший способ её развить был создан в нашей стране. Альтшуллер и Веркин придумали Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) и алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).»

Задачи, что даёт учитель на таких уроках – скорее на смекалку, а не на проверку заученных знаний, они не имеют одного верного ответа. Ученики могут предлагать любые варианты решений, но чем проще их будет реализовать – тем лучше. Над методиками проведения уроков с элементами ТРИЗ работали ещё в советское время, но в какой-то момент о них забыли. Как и ещё об одном элементе, что способен отразиться на желании учиться – соревнованиях между детьми. С недавних пор в этой школе каждый класс стал бороться за право называться лучшим, и это также очень позитивно сказалось на оценках.

Источник: 7ya.ru