Домой Дети Музеи и дети: как и зачем ходить на выставки с ребенком

Музеи и дети: как и зачем ходить на выставки с ребенком

99
0

Знакомить детей с искусством можно и нужно с ранних лет. Однако это вовсе не значит, что следует нагружать ребенка датами и рассказывать полную биографию автора. О том, зачем вообще ходить в музеи с ребенком, а главное, как сделать посещение увлекательным, расскажет Елена Кульчинская, искусствовед, музейный педагог и преподаватель в Филипповской школе.

Зачем музеи детям?

Дети любопытны и не ленивы, они готовы к поискам собственных ответов на все вопросы, несмотря на то, что Гугл и Яндекс у них под рукой с малолетства. Пока они не попадут туда, они могут и не нуждаться в них, ведь в смартфоне, казалось бы, можно найти всё. И здесь от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы поделиться нашим опытом встречи с подлинниками, с уникальными экспонатами и даже с самим Временем! Причем в реальном материальном воплощении.

Когда вы впервые приходите в музей с ребенком, вы должны осознавать, что визит этот может стать принудительной повинностью, а может превратиться в настоящее путешествие и открытие нового мира. Собственно, пространство музея – это и есть мир, с особой географией, мифологией, историей, со своими правилами, новыми лицами и загадочными предметами. Вот это открытие музейных «америк» и может стать праздником не хуже других детских радостей. И не столько экскурсия (даже лучше сперва не экскурсия), сколько собственное постижение новизны. Конечно, вместе с родителем!

С чего начать?

Музей, безусловно, отлично подходит для неформального, интерактивного обучения, но еще он – прекрасное место для общения детей с нами, взрослыми.

Попробуйте для начала отказаться от рассказа о музее и экспонатах, притворитесь, что тоже не всё знаете, и предложите самому ребенку догадаться, куда он пришел, что это за здание, на что или на кого оно похоже. Ведь сами здания музеев часто отличаются от тех, которые привык видеть ребенок.

К примеру, во дворе старой Третьяковской галереи в Москве мы рассматриваем фасад. Созданный по эскизам Васнецова, он кажется и правда сказочным. Поищем фриз и изображения волшебных птиц, львов, цветов и ягод на нём. Потрогаем деревянный декор на дверях. Тем более, что потом в музее трогать руками экспонаты, увы, не позволительно. Но зато ведь можно научиться «трогать глазами», а для этого стоит накопить тактильные впечатления. Потом в залах музея ребёнок будет использовать и воображение, и накопленный опыт впечатлений.

Идите с ребенком туда, где вам самим интересно, ведь тогда вы сможете обратить его внимание на то, что видите только вы. Но и он может найти то, что удивит вас. Причем в каждом возрасте есть особая “оптика”, особое зрение. Поверьте, мои ученики не перестают удивлять меня своим творческим видением, новыми находками в знакомых витринах музеев. Только ими обнаруженным сходством, сравнением, ощущением. Это их личный опыт открытия шедевров искусства.

Музей – честный собеседник и дети это чувствуют. Настоящее искусство, даже достаточно сложное, не подавляет ребенка, а наоборот – высвобождает его творческий потенциал. Подлинники с их неровностями, потертостями и «живым» следом учат детей независимости, свободе мысли и суждений, и, конечно, дают возможность радоваться красоте. Музейный экспонат сам является учителем, а роль родителя в музейных залах – это роль посредника. Здесь очень важно найти нужные слова и образы.

Несколько советов

  • Не начинайте с лекций. Совершайте открытия в общем диалоге и по возможности на равных. Чтобы у ребенка сложился собственный цельный образ, дайте ему возможность поразмышлять. К примеру, спросите какая картина первой бросилась в глаза в зале, какие чувства она вызывает, что напомнила, чем запоминается. Кроме всего прочего такой подход возвращает нас, зрителей, к целостному восприятию предметов искусства, страдающему от так распространенного сейчас «клипового мышления».
  • Играйте в игры, ведь игра – главный способ познания мира у ребенка. В художественном музее мы «протанцовываем» колонны, «оживляем» картину, давая ей голос, воссоздаём скульптуру, играя в «скульптора и глину» и меняясь ролями. В минералогическом музее «читаем» древнейшие письмена-послания на поверхности минералов. В зоологическом музее находим «инопланетных зверей», собираем пятнышки и полоски и многое другое. Так пространство музея оживает и обживается детьми.
  • “Трогать глазами, смотреть пальцами”. Пусть ваш малыш накопит тактильные переживания и в музейных залах сможет “трогать” экспонаты глазами. Такой простой прием расширяет наши зрительные возможности и учит анализировать довольно сложные вещи в простой форме.
  • Не торопите ребенка. Дайте ему задержаться у тех экспонатов, которые ему нравятся. Иногда достаточно рассмотреть один, но очень важный для него предмет, чтобы запомнить весь поход в музей.
  • Если устали ходить и стоять, то можно посидеть и порисовать прямо на полу. Для этого захватите с собой бумагу, средства для создания шедевра и кусочек «пенки» размером в альбомный лист. В качестве материала можно выбрать масляную пастель, работа с ней не требует подготовки, а работы получаются выразительными. Однако сегодня во многих музеях разрешают пользоваться только простым карандашом и листочками в формате А-4, имейте это в виду. Давайте задание не на копирование, а на рефлексию увиденного. Например, после знакомства с «Красными рыбками» Матисса можно предложить ребенку нарисовать им друзей, а не просто повторить картину. Таким косвенным способом младшеклассники учатся у великих мастеров. Но а ребята постарше могут написать эссе или письмо, адресованное персонажу картины.

А с каких музеев начинать?

В школе я начинаю музейную программу с естественно-научных музеев, это помогает накопить природные ассоциации, сравнения, которые ребенок сможет применить во время знакомства с изобразительным искусством. Но вы можете начинать с любых музеев и выставок, которые интересны вам и не огорчат ваших детей. С больших знаменитых музеев, где ребенок учится правильному поведению. С небольших, где посетителей немного, есть что рассмотреть не спеша, в уютной обстановке. Можно перечислять очень долго только московские музеи: ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея, Музей Востока, Музей Русской иконы, Литературный музей с его филиалами, Музей Москвы, музеи-усадьбы, галереи и выставочные залы – все они, как и музеи рядом с вашим домом, способствуют как музейному образованию, так и музейному воспитанию детей.

Сравнивая мир природы и мир искусства, обнаруживая взаимосвязь природы, музыки, поэзии и пластических искусств, общность элементов языка, ребенок учится видеть, а также независимо и аналитически мыслить. Ну а чтобы ребенок точно не заскучал ни в одном музее мира, не забывайте прислушиваться к его интересам и желаниям.

Источник: 7ya.ru