Домой Дети Ребенок в детском саду: обидчик или жертва? Советы психолога

Ребенок в детском саду: обидчик или жертва? Советы психолога

183
0

Помимо неизбежной адаптации к детскому саду, о которой современные родители обычно хорошо знают и к которой готовятся, начало нового учебного года в детском саду может принести и другие проблемы, неожиданные. Поменялся воспитатель, в группе появились новые задиристые дети — и вот уже ребенок мучается с детсадовской едой или страдает от обзывательств. Что делать?

Ребенок отказывается есть в детском саду

«Мой ребенок отказывается есть в детском саду, а так как там он проводит практически все свое время, он регулярно остается голодным. Что делать?»

Дети очень часто не любят детский сад именно потому, что там заставляют есть. Многие воспитатели считают своей обязанностью накормить ребенка, будто это является единственным показателем благополучия пребывания малыша в группе. Решается эта проблема очень просто: если ребенок не хочет есть — пусть не ест!

  • Введите в режим дня ребенка утренний и вечерний прием пищи дома.
  • Скажите воспитательнице, что вас не беспокоит отказ ребенка от еды, что он хорошо ест дома и получает все необходимое. Очень часто, когда взрослые перестают обращать внимание на проблему, дети начинают делать то, чего от них добивались с таким трудом.
  • Во время адаптационного периода отказ от еды может быть связан с повышенной тревожностью малыша. В такой ситуации тошнота, рвота и боли в животе будут обеспечены. Со временем ребенок привыкнет и перестанет отказываться от пищи.
  • Воспитатели опасаются, что, глядя на вашего ребенка, другие дети тоже начнут отказываться от еды. Так действительно происходит довольно часто, поэтому скажите малышу: «Давай договоримся. Пока другие кушают суп, ты спокойно сиди за столом и жуй кусочек хлеба, а потом вместе со всеми выпей компот».
  • Часто отказ от еды является лишь поводом привлечь к себе внимание взрослых. Если это так, попросите воспитательницу игнорировать подобное поведение и посадить малыша где-нибудь с краю, чтобы своими отказами он не будоражил других детей.


Моего ребенка дразнят

«Сыну в детском саду дали кличку и почти перестали называть по имени. Это очень сильно меня расстраивает, а он почти не реагирует на обзывания. Как к этому относиться?»

Не торопитесь расстраиваться и делать преждевременные выводы. Кличка может ничего не означать, кроме детской моды. Она может быть образована от имени, фамилии или какой-нибудь внешней особенности ребенка. Важно, чтобы прозвище не несло в себе негативного энергетического заряда по ощущению самого ребенка. Вы сами прекрасно поймете это по тому, как он будет об этом рассказывать.

  • Если ваш ребенок вдруг стал Пятачком, не спешите с заключениями. Возможно, в группе идет игра, и все ребята превратились с Винни, Кенгу, Крошку Ру и так далее. Иногда игра в одну сказку заканчивается, и появляются Поттеры, Масяни и другие. В данном случае кличка имеет минимальное отношение к самому ребенку. Она скорее просто отражает моду в детском коллективе, который посещает ваш малыш.
  • Если в доброжелательной обстановке ребенок «дуется», обижается, а совершенно невинное прозвище задевает его за живое, значит, дело не в кличке, а в ребенке. Вероятно, он слишком эмоционален, его самооценка занижена или он тревожен. В таком случае следует обратиться за консультацией к детскому психологу и выяснить причину подобного поведения.

Что делать, если обзываются действительно обидно?

Не обижаться! Объясните ребенку, что самый плохой способ реагировать на такую кличку — это обижаться. Ведь, обижаясь один раз, он дает обидчикам сигнал, показывая, как сильно его это задевает. И в таком случае обзываться станут еще сильнее.

Игнорировать! Научите малыша не поворачиваться и не отвечать на обзывания. Если же его пытаются звать, называя обидной кличкой, нужно игнорировать вдвойне, до тех пор, пока не позовут настоящим именем.

Дайте ребенку четкую словесную формулу, которой он может пользоваться: «Кого ты зовешь? Меня? Меня зовут Ваня. Когда обращаешься ко мне, зови по имени».

Давайте отпор! Это экстренная мера, но к ней иногда можно прибегнуть. Когда ребенок, который долго отмалчивался, вдруг начинает отвечать, это производит неизгладимое впечатление на обидчиков. Отрепетируйте дома «ответные обзывания», рифмуя имена обидчиков с чем придется. Обычно после таких мер обидные клички и прозвища сходят на нет.

Плохое поведение в детском саду

«Моему сыну пять лет, уже полтора года он ходит в детский сад. Воспитательница и родители других детей жалуются на моего ребенка. Говорят, что он противопоставляет себя коллективу, пытается всеми командовать, а если его не слушаются, не дает нормально играть, специально нарушает правила, пристает к другим детям и доводит до слез своими дразнилками. В драках он пока замечен не был, но достал мелкими пакостями уже всех. Дома это совершенно другой человек! Мы даже не наказываем его, так как нужды в этом никогда не было. А если и были проблемы, мы всегда находили компромиссы или искали другие подходы к ребенку. Почему в саду он становится таким?»

Атмосфера и правила детского сада существенно отличаются от домашних, поэтому и вести себя ребенок может совершенно иначе. Но не только эти различия могут быть причиной плохого поведения. Постарайтесь взвешенно оценить поступки своего сына и понять, что именно провоцирует его на конфликты. Существует несколько наиболее распространенных причин подобных действий, каждая из которых может проявляться самостоятельно или в совокупности с другими.

Нехватка социальных навыков. Социальные навыки помогают ребенку понять других людей, установить с ними доброжелательные отношения, наладить контакт, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Недостаток этих навыков приводит к возникновению конфликтов и постоянно возрастающей конкуренции в коллективе.


Что делать? Постарайтесь оценить, насколько ваш ребенок общителен, приветлив, доброжелателен. Умеет ли он понять настроение и чувства другого человека. Развивайте социальные навыки, подавая личный пример и акцентируя на этом внимание ребенка.

Детский эгоизм. В коллективе детского сада приходится делать много таких вещей, которые дома просто невозможны, например следовать не только собственным желаниям, но и уметь подчиняться желаниям большинства. Если дома родители потакают единственному чаду, уступают и идут на компромиссы, в саду это невозможно.

Что делать? Необходимо объяснить ребенку, что в коллективе существуют свои правила и им приходится подчиняться. Легче всего сделать это на примере какого-нибудь командного вида спорта, где игрок иногда бывает вынужден пожертвовать собственными интересами (отдать пас) ради победы команды. Полезно будет также пересмотреть иерархию взаимоотношений в семье: помните, что главными должны быть родители, а не ребенок. Именно он должен уступать и подчиняться, а не вы.

Недостаток внимания и похвалы. Через негативные поступки гораздо проще привлечь к себе внимание окружающих. Ведь положительное поведение зачастую не подкрепляется похвалой даже дома, что уж говорить о детском коллективе, где на одного воспитателя приходится двадцать непосед. Очевидно, в вашем случае дома чаду внимания хватает, а в саду недостает, поэтому и возникает желание «противопоставлять» и «доставать» — чтобы заметили!

Что делать? Попробуйте в приватной беседе рассказать вашей воспитательнице об особенностях характера малыша. Объясните, например, что он очень восприимчив к похвале, но склонен игнорировать замечания, а требования и приказы вызывают у него протест и желание делать все наоборот. Скорее всего, именно так оно и есть.

Скука. Познавательная активность пятилетнего ребенка неуклонно растет, он требует постоянной занятости каким-либо делом. Бездеятельность губительна для любого человека, а для ребенка вдвойне, отсюда и настойчивое желание чем-нибудь заняться, если дела нет. Например, подразнить, пристать к кому-нибудь или нашкодить.

Что делать? Не давайте чаду скучать! Расскажите воспитателю, как малыш проводит время дома, чем занимается, в какие игры любит играть, как помогает вам по хозяйству, ведь он может помочь и воспитательнице в каком-то деле. Это позволит не только занять ребенка, но и даст ему ощущение собственной значимости.

Развивайте социальные навыки. Успешная адаптация первоклассника в детском коллективе зависит от того, насколько дошкольник овладел следующими социальными навыками:

  • выйти из конфликтной ситуации, используя словесные методы;
  • подождать, пока окажут внимание и помощь;
  • принимать или хотя бы выслушивать мнение других людей;
  • аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Источник: 7ya.ru