Домой Дети Что почитать с 3-5-летним ребенком летом

Что почитать с 3-5-летним ребенком летом

70
0

В 3-5 лет у ребенка усиливается интерес к книгам . Дети способны эмоционально откликаться на прочитанное, выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, выражать свое отношение, понимать некоторые причинно-следственные связи. Однако они еще не способны разделять вымысел от реальности, потому и пребывают в сказках и фантазиях. Чтение изо дня в день подробно рассматривается в методическом пособии «Истоки знаний. Художественная литература для детей 3-5 лет».

Что читать? Расширяем репертуар произведений устного народного творчества: песенки, потешки, колыбельные, прибаутки. Они могут быть посложнее, с определенным сюжетом: «Ранним-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру…», «Ходит конь по бережку…», «Сидит белка на тележке…», «Зайчишка-трусишка по полю бежал…» и др.

Летом, проводя много времени на природе, на даче, можно познакомить детей с таким жанром народного творчества как заклички: пошел дождь, а мы говорим: «Дождик-дождик, пуще, будет травка гуще…», наблюдаем явления природы и приговариваем: «Радуга-дуга, не давай дождя….», «Божья коровка, улети на небо…».

Собираем ягодки в корзинку и нашептываем: «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад, Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки, Поспевайте, поспевайте, вкусны ягодки скорей!» Такие приговоры формируют у ребенка эмоциональное отношение к природе, расширяют кругозор, погружают его в русскую народную культуру.

К 4-м годам можно добавить и зарубежный фольклор, например, шведскую народную песенку «Отличные пшеничные», английские народные песенки в переводе С. Маршака «Мэри», «Кораблик», «Родин-Бобин», «Перчатки» и др.

Начинаем знакомить с загадками

Малышам доступны загадки с яркими характерными признаками, например такие: «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку», «Дом сторожу, громко лаю, никого не пускаю», со звукоподражаниями: «На заборе сидит, Ку-ка-ре-ку!- кричит», «В перевалочку хожу, кря-кря-кря говорю». Главное – не сразу радоваться и хвалить ребенка за верный ответ, а сначала посомневаться – верно ли он отгадал, возможно, отгадкой будет другой похожий предмет? Этот прием будет стимулировать детей находить доказательства из текста загадки, а не просто «тыкать пальцем в небо» или работать памятью, запоминая верный ответ.

Читаем русские народные сказки

Младший дошкольник с особым интересом любит слушать русские народные сказки. Нельзя пройти мимо сказочной «классики»: «Козлята и волк» (в обр. А. Толстого, рисунки Е. Рачева), «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» (в обр. М. Булатова), «Заюшкина избушка» (обр. О. Капицы с рисунками Е. Рачева), белорусская сказка «Пых», украинские «Рукавичка» и «Соломенный бычок — смоляной бочок», словацкая «У солнышка в гостях» (рисунки П. Репкина), итальянская «Ленивая Бручолина» (с рисунками М. Покровской). Последняя сказка особенно полезна будет для детей, которые не любят сами одеваться, есть, убирать игрушки за собой. А ближе к 4-м годам можно читать сказки «Лисичка со скалочкой» (рисунки Н. Орловой), «Жихарка», «Гуси-лебеди», венгерскую сказку «Два жадных медвежонка», английскую — «Три поросенка».

Задача взрослых при чтении сказок – заворожить ребенка сказочными интонациями, выразительным чтением, вызвать чувства, переживания, удовольствие от общения с книгой. Обсуждать прочитанное с малышами не получится, но спросить ребенка — понравилась ли ему сказка, за какого персонажа он больше всего переживал, кто из героев поступал плохо и пр. – все-таки нужно.

Ребенок будет привыкать делиться впечатлениями о прочитанном, замечать и оценивать поступки персонажей. Важно в момент такой небольшой беседы называть личностные качества того или иного персонажа: ленивый, трудолюбивый, хитрый, злой, обманщик, помощник и пр., расширяя тем самым понимание и словарный запас ребенка.

Читаем авторские произведения

Из авторских произведений рекомендую почитать сказки В. Сутеева «Яблоко», «Кораблик», «Кто сказал «мяу»?» с замечательными рисунками автора; произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» (с рисунками В. Конашевича), «Краденое солнце» (с рисунками П. Репкина); сказки М. Пляцковского «Однажды утром» и «Ежик, которого модно погладить», а также «Сказку о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. Не проходите мимо добрых сказок С. Козлова о дружбе Ежика и Медвежонка, Г. Остера про котенка по имени «Гав».

Выразить свое понимание текста произведения дети младшего дошкольного возраста могут не столько в речи, сколько в игровых имитационных действиях. Малыши любят показывать, как зайка прыгает, прислушивается, прячется, как ходит мишка или летает птичка и пр. Им нравятся перевоплощения с помощью некоторых элементов театральных костюмов — хвостиков, ушек, шапочек с изображением животных. В этом возрасте дети часто просят читать понравившееся произведение снова и снова. Знаете почему? Им нравится повторно переживать однажды познанные чувства радости, волнения, тревоги, торжества победы и другие. Не отказывайте ребенку в этом. Кроме повторного чтения можно смотреть и мультфильмы по прочитанным произведениям. Но именно в таком порядке: сначала читаем, потом смотрим.

Актуально для детей 3-4 лет читать произведения, в которых есть отношения детей и родителей, представлены проблемы детских отношений, например, сказки С. Прокофьевой «Великие холода», «Самый большой друг», «Сказка о грубом слове «уходи», рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.

Источник: 7ya.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here