Домой Дети Мама и учитель: секреты успешного общения. Объясняет педагог и мама в одном...

Мама и учитель: секреты успешного общения. Объясняет педагог и мама в одном лице

85
0

Успешное обучение детей зависит не только от хорошего учителя. Сам родитель должен правильно выстраивать общение с педагогом, чтобы наладить партнерские отношения, избежать конфликтных ситуаций, повысить мотивацию к обучению у ребенка и удовлетворенность от процесса в целом. В этой статье делится своим опытом мама двух дочерей, кандидат педагогических наук, педагог с 24-летним стажем и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова.

По профессии я педагог дошкольного образования, работала в детском саду воспитателем, и вот уже много лет преподаватель. В то же время я мама двух дочерей — студентки и школьницы-подростка. Поэтому хорошо знаю, насколько важно, чтобы между родителями и педагогами сложились добрые и доверительные отношения.

Будучи педагогом и мамой одновременно, легко понимаю и ту и другую сторону. Когда я порой не во всем согласна с учителем или мне хочется высказать свое мнение, я стараюсь встать на его место. Задаю себе вопросы: «Что бы я чувствовала в этой ситуации?», «Поможет ли мое высказывание решить проблему?» И ищу конструктивные способы общения.

Давайте попробуем разобраться, как правильно организовать общение родителя с педагогом в условиях, когда еще нет конфликта и обе стороны готовы к диалогу.

4 проблемы в общении родителей и педагогов и советы, как их решить
Несправедливое оценивание знаний

Недовольство вызывает заниженная оценка, а завышенная чаще всего нет. Значит, дело вовсе не в знаниях, а в баллах? Если нет ошибок, то и оценку снижать не за что.

Может быть, проблема в том, что сам ученик стремится не к знаниям, а к оценкам?

Нужно понимать, что ребенок захочет учиться тогда, когда будет интересно и он будет успешен. Вот и нужно подумать вместе с учителем, как сделать, чтобы было интересно. Родитель сориентирует педагога в том, что интересно ребенку, в каких-то особенностях его развития и характера, а педагог, в свою очередь, предложит действенные способы обучения.

Просто станьте инициатором решения проблемы, обращаясь к педагогу за советом, сказав: «Посоветуйте, что сделать, чтобы ребенок полюбил математику?», «Поделитесь опытом, как вы работаете над ошибками моего ребенка?»

Постоянные претензии к ребенку со стороны педагога

Если учитель говорит традиционное «ваша дочь невнимательная!», не воспринимайте это как упрек и не оправдывайтесь. Спросите: «Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?»

Отвечая на претензию конкретным вопросом, мы делаем собеседника соучастником действия, а не обвинителем.

Равнодушие педагога к ребенку

Взгляните объективно и ответьте себе на вопрос: а в чем именно оно проявляется и какого внимания вы хотите? Сформулируйте точно по пунктам и обоснуйте, почему вы так считаете, выражая свои чувства: «Меня огорчает, что…», «Я буду очень благодарна, если…» Как правило, педагоги идут навстречу.

Это стоит сделать вместо того, чтобы высказывать претензию без обоснований: «Почему вы игнорируете мою дочь?» В этом случае получите защитную реакцию и обвинения.

Практика показывает, что реальных фактов или примеров игнорирования набирается совсем немного, а проблема чаще бывает надуманной вследствие тревожности родителей, которым самим не хватало внимания в детстве.

Или эту мысль вам кто-то навязал. Родители часто обсуждают педагогов друг с другом, и не всегда эти мнения справедливы.

Стороны друг друга не слышат

Часто отношения не складываются из-за неумения вести беседу. Все дело изначально в разных позициях: слишком завышенной со стороны педагога и умышленно заниженной со стороны родителя, который, придя в школу, вновь ощущает себя учеником.

Проблема усугубляется, если в жизненном опыте родителя учитель ассоциируется со строгостью, авторитарностью и страхом. Этот страх возвращается уже у взрослого человека, и он, как в детстве, «боится быть плохим» и от этого реагирует агрессивно, готов защищаться или, напротив, уйти в себя, согласиться со всем и побыстрее закончить беседу. И в том, и в другом случае диалога не получится.

Поэтому нужно стараться держаться на равных, быть уважительным по отношению к учителю, не обесценивать его заслуг, но и своих тоже.

Другие секреты для успешного взаимодействия

  • Не критикуйте и не унижайте ребенка и членов своей семьи, говоря: «Я в этом ничего не понимаю». Не оправдывайтесь: «Да он у меня балбес, весь в отца». Если вы расписываетесь в собственной некомпетентности как родителя, то и учитель будет расценивать вас так же.
  • Не спешите говорить. Соберите информацию, потому что кто информирован, тот вооружен. Любые просьбы или пожелания (а не требования) высказывайте обоснованно, предварительно выслушав позицию собеседника. Убедитесь, что вы ее поняли. Для этого уточняйте информацию, применяя приемы активного слушания: «Я вас правильно поняла: вы хотите сказать, что…?» Тем самым вы подчеркнете, что понимаете ситуацию и у вас общие цели.
  • Старайтесь быть компетентными в вопросах воспитания и обучения, больше читать и просвещаться, осваивать понятия и говорить грамотно.
  • Сохраняя спокойствие, стремитесь найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны: «Давайте найдем решение, которое устроит и вас, и меня».
  • Обсуждайте ребенка без ребенка, проблемы с учителем не обсуждайте с детьми, иначе потерянный авторитет скажется на учебе и поведении не лучшим образом. Хоть редко, но бывает и наоборот: если педагог начинающий и значительно младше родителя по возрасту, тогда он сам нуждается в вашей поддержке.
  • Старайтесь принимать участие в делах класса по мере возможности. Это способствует сближению.
  • По мнению специалистов, отношение большинства педагогов к ребенку во многом зависит от того, какие отношения складываются у него с родителем. Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы найти общий язык между собой.

    Источник: 7ya.ru