На протяжении всей учебы в школе для многих родителей головная боль – нежелание ребенка обучаться точным наукам, особенно математике. Ведь с нее начинается не только первый класс, но и фактически вся наша жизнь. Человек рождается, ему уже “присваивают” цифры — вес, рост, объемы. Счет и порядок сопровождает нас в повседневной жизни постоянно. Как привить ребенку любовь к математике — рассказала основательница Нео-Образовательной системы “ПреображениеУМ” Елена Преображенская.
Математика – основа здравого смысла в этом мире, она способна объединять людей. Итальянский и мексиканский математики, не зная языков друг друга, прекрасно понимают язык цифр, схем, уравнений и так далее. Кроме того, эта наука является стимулом реализации в жизни. Предпринимательство, бизнес, любая работа невозможны без цифр. Расскажу про 10 шагов, которые позволят лучше понять и найти подход к ребенку.
1. “Я люблю стихи, зачем мне математика?”
Нашим детям “продают” все подряд: от гаджетов до фастфуда, от жвачек до газировок, но кто-нибудь им продавал по-настоящему, скажем, математику?! Важно придать ей вес в реальной жизни ребенка, объяснить, зачем она нужна и как ее можно применять, причем делать это через конкретные примеры.
Преподаватели являются, скорее, носителями определенных знаний, но не обосновывают, зачем это вообще нужно каждому конкретному человеку. Приведу пример: у нас в ПреображениУме был мальчик – лучший бомбардир в футбольной команде. Он талантливый спортсмен, но при этом он, не то, что о математике, о школе вообще слышать не хочет, потому что заинтересован лишь в развитии своего мастерства. Но когда мы грамотно объясняем, что даже угол броска мяча вычисляется и прогнозируется по определенной траектории, что именно с пониманием математики он может стать не просто талантливым, а гениальным футболистом, у него появляется смысл изучать эту науку. Для любого ребенка действует правило важности и необходимости изучения математики, потому что, повторюсь, она везде. Она нужна для любой деятельности. Стихи – это определенные ритмы, которые можно представить в цифрах, рисование – это пропорции и геометрия и так далее.
2. “За что мне это???!!”
Процесс должен быть легким. Придумываем и предлагаем различные способы, пока не найдется способ, как можно решить поставленную задачу легко.
Большинство программ составлены так, что предполагают просто определенный объем знаний, которые ребенок должен впихнуть в себя. В процессе он сталкивается с непониманием определенных логических процессов – с еще не сформировавшимися навыками сложения, например, а от него уже просят умножение. Необходимо облегчать процесс любыми способами, чтобы сформировалась естественная тяга к познанию. Когда тебе легко, ты хочешь продолжать дальше. Если говорить о школе, то тут необходимо подключать родителей, которые должны:
- видя, что где-то есть сложности – не отмахиваться, а помочь ребенку. Это недолго по времени, но эффективно.
- вселять в него уверенность, что все получается, что ему дается, что это легко.
Когда сложности и непонимание накладываются друг на друга слоями, желание учиться пропадает. Ребенок должен воспринимать математику как естественный для людей процесс, как часть познания этого мира. И тут очень важно отношение родителей к этому: если папа с мамой хватаются за голову при словах “математика, геометрия, алгебра” – ребенок считывает эти реакции и думает, что это испытание, истязание для ума. Эта негативная установка – главный враг желания учиться.
3. У всего есть конец!
Показать ребенку, что школьная математика конечна и это не хаос из огромного количества формул и цифр. Метод концентрированного обучения позволяют буквально за 20 минут показать ребенку, что такое математика за 11 школьных лет. Когда дети это видят, они не могут поверить своим глазам: «Это что и есть вся школьная математика? А погнали изучать, коль так просто!» У ребенка приходит осознание — он сам большой, а математика маленькая, а не огромный монстр, с которым мы никак не справиться.
4. Концентрация для погружения
В школе занятия по математике размазаны по всему дню и неделе. Сейчас мы учим сложение и вычитание, после этого буквы, потом у нас окружающий мир и в итоге – усваивается по 10% из каждого направления. Эффективнее работает подход концентрации на каком-то одном направлении в течение определенного времени. Это может быть параллельно со школой. Концентрация нужна не для того, чтобы убежать вперед по школьной программе, а для глубокого погружения, которое поможет с легкостью воспринимать знания по математике в той же школе. Преподаватели нашего центра за неделю могут влюбить ребенка в математику и облегчить когнитивное восприятие программы. И такое погружение индивидуально. Оно не длится годами, это делается именно для того, чтобы четче понять логику науки, увидеть ее цельной. А только целый может понять целое, и с этим у детей приходит собственное восприятие себя, как цельных личностей.
5. Все в этом мире связано
Покажите связь с другими науками. Потому что математика есть везде – в истории, географии, биологии, окружающем мире, даже в русском языке. Ребенок часто воспринимает все предметы отдельными областями. Ему кажется, что литература не имеет никакого отношения к истории, а ботаника никак не связана с физикой. А уж с математика – это вообще отдельная песня. Покажите ему другую сторону. В каждой науке есть переплетения с математикой. История – это даты, география, это расстояния и площади, биология – это деление клеток, характеристики температур и так далее. Это называется формирование цельной картины мира без фрагментарного мышления. Все процессы на Земле связаны между собой и одним из связующих звеньев является математика. Здесь у нас идет переплетение с первым пунктом. Только если то, о чем мы говорили в начале, больше зависит от личности ребенка, то здесь речь идет о вхождении математики во все предметы школьной программы.
6. Делу время…
Мы не “насилуем” мозг ребенка до возникновения ненависти к математике. Мы даем ему переключаться, мы не зубрим, а всегда в диалоге. Если ребенок хочет переключиться – дайте ему это время. Игру в футбол, рисование, мастер-класс по украшению тортов, вязание. Если бы вы видели, как плечистые подростки любят вязать! Или просто спокойно посидеть, сыграть в шахматы – что любит ваш ребенок для перезагрузки? Прислушивайтесь к его желаниям.
7. Социальная коммуникация
Объединение. Люди – существа социальные. Именно поэтому, если ваш ребенок погружается в математику, вокруг него должно быть поддерживающее окружение, командная работа таких же ребят и родителей. Старайтесь создать определенный круг общения, но без противоречия со стороны ребенка. Если ему интересно с детьми, которые так же, как и он в математическом классе, организуйте им совместный досуг – поход в парк развлечений, праздник.
8. Ребенок-учитель
Хотим научиться — идем учить. Находим того, кому наш ребенок может рассказать то, что он уже знает. Начав объяснять другому, у ребенка резко возрастает чувство ответственности и вовлеченности, пробуждается любопытство и желание познавать новое.
Фактически, разрешите ребенку стать учителем. Пусть это будет в игровой или в серьезной форме, но ему требуется подтверждение его значимости, его понимания, его знаний.
9. Гуманитарии и математики…
Отпустите процесс творчества. Никакого давления со стороны на тему того, что “рисовать ты не будешь, а в математическую школу пойдешь”. Мы же помним про нереализованные амбиции родителей? – про то, что не вы должны определять жизнь детей, а идти за их позывами, чуть корректируя их. Дайте возможность детям проявляться в любом творчестве, тогда и математика войдет в жизнь мягко и легко. Как говорит мой партнер Мария Суворова про это поколение детей: «Идет большая вода, и наша задача камни оттаскивать». Как только мы разрешаем детям творить, начинаем принимать их естество, мы получаем полное преображение его собственного представления о самом себе и своего истинного потенциала.
10. Современная боль
Гаджеты. Выстраиваем отношения на уважении. Не приказываем ребёнку, не отнимаем гаджеты, а действуем мудро — трансформируем энергию зависимости в энергию творчества. Вместе с ребенком фотографируем, снимаем видео, делаем сюрпризы, пишем смешные тексты, сочиняем и придумываем и все это делаем при помощи гаджетов. Учебе с ними трудно конкурировать, но возможно. Хотя бы с помощью той же мотивации, возбуждения интереса. Учебный процесс должен быть таким, чтобы дети сами откладывали гаджеты. Для этого необходимо внедрять новые методики, искать что-то больше, чем просто школьную программу.
Очень многое зависит от учителя. От личности, харизмы, способа донесения информации, отношения к детям и, конечно же, методики обучения.
Источник: 7ya.ru